Наука и технологии России

Вход Регистрация

Макс- 2009

В подмосковном Жуковском на днях начал работу IX Международный авиакосмический салон «МАКС-2009». STRF.ru представляет репортаж с открытия авиасалона.

По пути на МАКС-2009 не избежать проезда по территории Лётно-исследовательского института имени М. М. Громова. В какой-то степени, она сама по себе служит экспозицией отечественного авиастроения. В частности, можно увидеть знаменитость советского авиапрома — сверхзвуковой Ту-144 с гордой надписью «Москва».

Если на МАКС зайти с восточного контрольно-пропускного пункта, попадаешь на один из концов длинной — километра два — площадки, так называемой статической экспозиции, на которой стоят самолёты на любой вкус: от небольшого Як-130 до гиганта Ан-124. Возможно, не все эти самолёты реально могут подниматься в воздух, но некоторые из них — совершенно точно. Что и было продемонстрировано на открытии лётной программы. Она началась аккурат после того, как в полдень три огромных белых вертолёта доставили к месту проведения «МАКС-2009» премьер-министра страны Владимира Путина. Кортеж премьер-министра преодолел около километра от места приземления до павильона оргкомитета, и сразу после этого на взлётно-посадочную полосу аэродрома вырулил самолет Sukhoi Superjet 100 — амбициозный проект холдинга «Сухой».

Sukhoi Superjet 100 в небе над МАКСом

Sukhoi Superjet 100 в сопровождении МиГ-35 и Су-35 Владимир Путин идёт к павильону II Московского конкурса детско-юношеского творчества

Двигатель SaM146 для Sukhoi Superjet 100

Ту-334 в небе над МАКСом

Лазер МЛП2 в работе

МВА «Алмаз»: взлетит ли снова?

«Фобос-грунт» отправится к Марсу уже в октябре 2009 года

Вслед за ним в воздух взмыли два истребителя МиГ-35 и два Су-35. Это самолёты нового поколения «4++» (по принятой в России классификации, МиГ-29 и Су-27 — это истребители поколения «4», модернизированные МиГ-29СМ/СМТ или Су-27СМ/Су-30МК — поколение «4+»).

Через некоторое время пассажирский самолёт «Сухого» и сопровождающие его истребители клином прошли над аэродромом, после чего клин распался, и пилоты поочерёдно развлекали собравшихся журналистов и участников экспозиции крутыми виражами над полем. Помимо них, над аэродромом покружили Ил-96-400, Ту-334 и Як-130.

Лётную программу дня завершила пилотажная группа «Стрижи», которая посвятила своё выступление погибшему накануне командиру «Русских витязей» Игорю Ткаченко.

18 августа на МАКСе официальная часть. Но и во время неё многочисленные экспозиции были открыты для участников авиасалона. Некоторые из них — павильоны Роскосмоса, Ростехнологий, Объединённой авиастроительной корпорации и даже павильон II Московского конкурса детско-юношеского творчества были закрыты для прессы до тех пор, пока в них не побывал премьер-министр РФ Владимир Путин.

После его посещения экспозиции заработали в обычном режиме.

Первым делом самолёты

На «МАКС-2009» очень большая экспозиция у Объединённой авиастроительной корпорации.

Гвоздь программы — самолёт для региональной авиации Sukhoi Superjet 100. На «МАКС-2009» состоялась его премьера для российской публики. Первый международный показ самолёта прошёл в июне 2009 года на выставке в Ле Бурже. На сегодня портфель твёрдых заказов на этот аппарат составляет 122 самолёта. Сам Superjet представляет собой региональный лайнер, способный летать на малые и средние расстояния. Может перевозить до 98 пассажиров (или 87, если самолёт оборудован сиденьями двух классов). Разработчики называют Superjet первым российским лайнером, отвечающим самым высоким мировым стандартам качества, в частности, относительно комфорта, экологичности и низкой шумности. Самолёт считается российским, хотя стоит отметить, что его двигатели собираются совместным российско-французским предприятием — «дочкой» НПО «Сатурн» и французской Snecma.

Кроме того, авионика — от Thales, системы управления и жизнеобеспечения — от Liebherr, шасси — от Messier-Dowty, интерьер и кислородная система — от BE Aerospace, колёса и тормоза — от Goodrich, гидравлика — от Parker Aerospace, кресла пилотов — от Ipeco, вспомогательная силовая установка — от Honeywell. В общем, чисто российский — только корпус: отсеки фюзеляжа, крылья, носовая и хвостовая части. В эру глобализации этому удивляться не приходится.

ОАО «Туполев» представил на выставке свои новые разработки, которые уже летают, а также только проектируемые. Основные предметы экспозиции компании —  это, конечно, самолёты Ту-204СМ и Ту-334.

Начальник центра внешнеэкономического сотрудничества ОАО «Туполев» Алексей Алферьев так охарактеризовал эти разработки: «Ту-204СМ — это улучшенная версия самолёта Ту-204. Усовершенствования необходимы для того, чтобы продвигать самолёт за границей, сделать его полноценным конкурентом таких самолетов, как Boeing-737 и Аirbus А-320. Ту-204СМ — самолёт повышенной комфортности. Кроме того, дальность его полёта увеличена по сравнению с базовым вариантом до 6800 километров (было 4600)».

Что касается Ту-334, то это аналог Sukhoi Superjet 100, Embraer и Ан-148. По словам Алферьева, Ту-334 — единственный новый региональный самолёт отечественного производства, который сертифицирован в России. Те же Sukhoi Superjet 100 этим похвастаться не может. Тем не менее, его продвигают на рынке, и уже в декабре анонсируется первый пассажирский рейс Sukhoi Superjet 100. По мнению г-на Алферьева, это недопустимо: безопасность этого самолёта не доказана. «Sukhoi Superjet 100 продвигают, в немалой степени, и по политическим мотивам. У холдинга „Сухой“ огромные долги, в том числе и перед государством. И естественное желание государства раскруткой и продажей этого вида самолётов как-то компенсировать свои вложения», — утверждает г-н Алферьев. «Владимир Владимирович Путин, ещё будучи президентом РФ, обещал включить самолеты Ту-334 в специальный авиаотряд при управлении делами президента. Став премьер-министром, он подтверждал своё намерение. Тем не менее, сейчас раскручивается Sukhoi Superjet 100», — подытоживает Алексей Алферьев.

Действительно, производство Ту-334 заморожено, и денег на его восстановление у его производителя, Казанского авиационного производственного объединения им. С. П. Горбунова, нет. Необходима государственная поддержка.

Что касается господдержки авиастроения, то слова г-на Алферьева частично нашли отражение на прошедшем во вторник совещании по проблемам авиаотрасли, которое на «МАКС-2009» проводил Владимир Путин. Премьер-министр раскритиковал Объединённую авиастроительную корпорацию, в которую входит и холдинг «Сухой». Ряд её контрактов «принёс вовсе не прибыль, а прямые убытки. Прошу ОАК и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию и предоставить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок», — добавил Путин.

Премьер-министр также отметил, что задолженность ОАК и её «дочек» составляет около 119 миллиардов рублей. «Причём около 64 миллиардов из них — это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий», — констатировал он.

«Без авиации у российской экономики нет будущего. Да и обороноспособность невозможно обеспечить без современных комплексов. Но это не значит, что вот этими тезисами можно прикрывать расхлябанность, плохую организацию работы», — передаёт слова Путина «Интерфакс». «Хотел бы предостеречь от иллюзий того, что государство будет бесконечно покрывать убытки, вытаскивать предприятия из долговой ямы, исправлять ошибки менеджмента», — добавил премьер.

Далее — инновации

Не только самолёты представлены на «МАКС-2009». Из интересных экспозиций — выставка российского производителя оборудования компании-резидента ОЭЗ «Зеленоград» ЭСТО.

Рассказывает директор по маркетингу компании Анна Кудрявцева: «Мы производим инновационное лазерное оборудование для обработки материалов, в частности — для высокоскоростной микрообработки, сварки и резки, раскроя, маркировки, глубокой гравировки и различных специальных назначений. Наша „любимая“ тема и основное направление деятельности — решение специализированных задач производства, где применение лазеров позволяет выходить на уровень, недостижимый для других методов обработки. В частности, это касается тугоплавких и других труднообрабатываемых материалов. С помощью технологий лазерной обработки и наших ноу-хау возможно достигать точности трёх микрон при очень высокой производительности».

На авиасалоне ЭСТО представляет два комплекса. Во-первых, станок МЛП3 для высокопрецизионной и высокоскоростной резки и сложноконтурной обработки листовых материалов. «Такие вещи в мире производят только несколько фирм. И зарубежные аналоги очень дороги. Особенность этого станка в том, что в нём используется волоконный лазер с высоким КПД, что обеспечивает низкое энергопотребление при одновременно высокой производительности. Кроме того, станок оснащён линейными синхронными двигателями нашей собственной разработки. С их помощью достигается точность обработки один-три микрона при очень большой производительности — до 500 миллиметров в секунду. Станок позволяет обрабатывать разнообразные материалы — от тугоплавких сплавов до тонкоплёночных материалов», — комментирует г-жа Кудрявцева.

Второй аппарат — компактный станок для маркировки и глубокой гравировки МЛП2 — также на волоконном лазере. «Его ключевое преимущество в том, что за счёт особенностей конструкции и использования волоконного лазера один и тот же аппарат может использоваться как настольный вариант и как переносной прибор размером с обычную электродрель. Кроме того, это полноценный промышленный станок, который питается от розетки 220 ватт, и его энергопотребление составляет меньше 1 киловатта. На этом станке можно выполнять востребованные в промышленном производстве операции — защитное и идентификационное кодирование, автонумерацию изделий и т. п.», — продолжает Анна Кудрявцева. На наших глазах оператор буквально за несколько секунд наносит надпись на металлический шильдик.

Идём по этому павильону дальше. Подходим к экспозиции НПП «Радар» из Санкт-Петербурга. На их стенде обращает на себя внимание ряд вертолётов, в общем-то, не похожих на те, что стоят за окном, — они довольно малы, человек туда не влезет.

Объясняет представитель «Радара», профессор Академии военных наук Алексей Барабанов: «Это беспилотные летательные аппараты. В отличие от своих аналогов-самолётов они могут передвигаться на более низких высотах, для них не требуются взлётно-посадочные полосы. Это разработка для спецведомств — армии, МЧС, ФСБ, но и для гражданского применения тоже подходит». Барабанов показывает на самый крупный из вертолётов: «Он оснащён уникальными тепловизорами и камерами в видимой области спектра, которые помогают в онлайн-режиме отслеживать и регулировать работу беспилотника».

Показывает космос

Недалеко от беспилотников находится экспозиция Военно-промышленной корпорации «НПО машиностроения», которая совместно с американской компанией Excalibur Almaz выставляет любопытную камеру — многоразовый возвращаемый аппарат (МВА) «Алмаз». МВА «Алмаз», наряду с американскими шаттлами, — аппарат, который не единожды побывал в космосе. Его запускали дважды в 1977 и 1978 годах. МВА «Алмаз» создавался с целью транспортировки экипажа до трёх человек в космос и обратно в военно-разведывательных целях. Естественно, этот аппарат не мог взлететь сам, его тянула ракета, кроме того при первом запуске «в комплекте» к нему была ещё и орбитальная станция, которая впоследствии сошла с орбиты.

После своих запусков МВА «Алмаз» использовался на выставках, а в итоге был продан и сейчас им владеет американская компания Excalibur Almaz, которая планирует его использовать как часть коммерческой системы транспортировки на орбиту грузов и людей, в том числе космических туристов. Разработку системы и модернизацию МВА они проводят в сотрудничестве с Военно-промышленной корпорацией «НПО машиностроения».

Одна из самых крупных экспозиций «МАКС-2009» — у Роскосмоса. В его павильоне расположены экспозиции всех основных производителей космической продукции в РФ — НПО им. С. А. Лавочкина, ГКНПЦ имени М. В. Хруничева, РКК «Энергия», ЦСКБ «Прогресс», система ГЛОНАСС и другие. На наш взгляд, самые интересные стенды у первых двух. Так, НПО им. Лавочкина представило макет исследовательской станции «Фобос-грунт», которую планируется запустить к Фобосу в октябре 2009 года для доставки грунта естественного спутника Марса на Землю и исследования его как небесного тела.

У ГКНПЦ имени М. В. Хруничева «гвоздь программы» — перспективная разработка ракеты-носителя «Ангара». Её особенность в том, что её можно будет запускать со строящегося космодрома «Плесецк», в то время как «Байконур» рассчитан только на ракеты тяжёлого класса «Протон». Первый пуск с носителем класса «Ангара» намечен в 2011 году.

Кроме ракет центр представляет оборудование для гражданского применения. Руководитель пресс-службы Космического центра им. Хруничева Александр Бобенёв: «Одна из новинок, которую мы ни разу не выставляли на аэрокосмических салонах, — медицинская техника. Мы пользуемся возможностями космических технологий при создании товаров для народного хозяйства. В частности, это барокамеры, которые используются для реабилитации, восстановления организма за счёт применения кислорода». На стенде ГКНПЦ имени М. В. Хруничева две барокамеры: активной гиперемии и терапевтическая. Первую применяют при болезнях конечностей — в ней выполняется пневмомассаж сменой избыточного давления и разрежения воздуха. Вторая предназначена для больных с острыми и хроническими гипоксическими состояниями.

Немалый интерес на выставке представляют и экспозиции российских производителей оружия. Так, у корпорации «Тактическое ракетное вооружение» огромный стенд макетов различных ракет, а у концерна «Алмаз-Антей» — средства ПВО, в частности знаменитый С-300. Хотите на них посмотреть — приходите, они стоят параллельно статической экспозиции самолётов.

РЕЙТИНГ

5.00
голосов: 1

Обсуждение